18.05.2020
Маркировка продукции цифровыми кодами на всю потребительскую продукцию будет введена к 2024 году по прогнозам Правительства России. При это предприятия уже сталкиваются с различными проблемами или возможностями для развития.
Несколько отраслей промышленности должны были завершить переход к маркировке в 2020 году. C 1 июня экспериментальная маркировка вводится на молочную промышленность, а с 1 октября на парфюмерную отрасль. Неоспоримыми преимуществами данного процесса является прозрачность цепи поставок, снижение доли контрафакта и получение детальной информации о товаре.
В молочной отрасли реализация проекта по обязательной маркировке упаковки вызывает ряд вопросов, так как вся промышленность уже работает с системой “Меркурий” Россельхознадзора. Эта программа была разработана для отслеживания грузов и электронной сертификации товаров. То есть фактически маркировка для данной отрасли не требуется. Более того, разработка и внедрение этой системы весьма затратно. По прогнозам, убытки отрасли в связи с применением системы маркировки составят около 5% от общего объема реализации. С другой стороны, это решение необходимо для скоропортящихся продуктов, так как их нельзя вернуть, перемаркировать или переработать.
По данным нашего холдинга Original Group, стоимость ПО и базового комплекта оборудования составляет от одного миллиона рублей для маленького предприятия молочной промышленности. А если говорить о фармацевтических компаниях, тогда приблизительно от полутора миллионов рублей. Несмотря на то, что курс доллара растет, цены на track&trace решения снижаются из года в год. Это происходит благодаря вендорам через локализацию механизмов оборудования, узлов и прочих компонентов.
Если маркировка продукции будет тщательно и с умом продумана, то этот процесс станет стартом для цифровой трансформации компании. Эта система дает возможность оптимизировать бизнес-процессы, прогнозировать и планировать.
Когда у государства будет больше достоверной информации и данных, тогда оно сможет выполнять свои функции хорошо. Цифровая экономика подразумевает большое количество данных. Их важно не только собрать, но и правильно использовать, чтобы получить отдачу и оправдать инвестиции.
Так или иначе, ситуация в мире изменилась в связи с коронавирусом… Производители опасаются того, что не успеют завершить подготовку к оговоренным срокам. Например, у производителей шин проблема состоит в отсутствии подходящего решения для места наклеивания кода. Шины отпускаются и следуют в конечный пункт продажи без упаковки. Производители молочной продукции также считают, что они не готовы к нововведениям. Во многих магазинах в сельских поселениях до сих пор нет постоянного доступа в интернет. Более того, по-прежнему нет решения для марок на упаковку молочной продукции.
Однако те, кто инвестировал значительные средства в новый проект, ожидают от него хорошей отдачи. Количество контрафактного товара должно снизиться благодаря повышению прозрачности цепи поставок. Фармацевтические компании смогут лучше понимать географию распространения лекарств и лучше выстраивать маркетинговые стратегии.
Для тех, кому требуется время и опыт других компаний, нельзя внедрять новые инструменты сразу. Необходимо общаться и обучать. Original Group запускает экспериментальный проект специализированной образовательной программы для тех, кто производит молочные товары в Кировской области.
Маркировка упаковки в каждой отрасли - лишь вопрос времени. Однако торопиться в данном вопросе нельзя, так как многие отрасли экономики попросту не готовы.